Когда дует ветер перемен, одни возводят стены, другие строят ветряные мельницы.
Конфуций

Не является секретом то, что помогает вовсе не метод, вернее, не только метод, а личность специалиста владеющего тем или иным методом психологической помощи и психотерапии.  На настоящий момент практика психологической помощи и психотерапии насчитывает около ста методов. Различие между методами психологической помощи состоит, прежде всего, в том, как  то или иное теоретическое направление представляет психику: как складывается человеческий опыт, как развивает личность, что наследуется, а что приобретается, какова природа психологических проблем и  психических заболеваний…

Следует обратить внимание и на то, что каждый метод имеет свои достоинства и ограничения.

Здесь мы приведем краткую характеристику  основных направлений психологической помощи, не вдаваясь в теоретические тонкости, и рассмотрим лишь основные опорные моменты.

Подробно познакомиться с различными методами психологической помощи вы сможете в нашей Библиотеке.

Мы  также будем рады ответить на возникающие у вас вопросы.

Психодинамический подход

Психодинамический подход основывается на том, что мысли, чувства и поведение человека определяются бессознательными психическими процессами. Психику человека можно сравнить с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, — бессознательное. Развитие психодинамического подхода переопределил основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.

Структурная модель психики по Фрейду состоит из трех главных компонентов. Первый компонент — «ид» (оно) — резервуар бессознательной энергии. «Ид» включает  инстинкты, желания и импульсы. «Ид» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, «ид» действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент структурной модели — «эго» (я). «Эго» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. «Эго» находит компромиссы между  требованиями «ид» и требованиями реального мира — оно действует согласно принципу реальности. «Эго» пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании, импульсов, исходящих из «ид». «Эго» — исполнительная власть личности.

Третий компонент — «суперэго» развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей.  «Суперэго» включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя» и действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Инстинкты (ид), разум (эго) и мораль (суперэго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение — возникают интрапсихические, или психодинамические конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы определяют многие аспекты поведения личности. Личность отражается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.

В норме, адаптивное поведение связывается с эффективным решением интрапсихических конфликтов. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющимся чертам личности или к психическим расстройствам.

Наиболее важная функция «эго» — образование защитных механизмов против тревоги и вины. Механизмы защиты — это бессознательная психологическая тактика, помогающая защитить человека от непереносимых эмоций. Примерами защитных механизмов являются: вытеснение, проекция, образование реакции, интеллектуализация, рационализация, отрицание, сублимация и др. Психоаналитический метод основан на толковании свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения, фантазий, симптомов.

Любой  метод в рамках психодинамического подхода ставит перед собой две основные задачи:

  1. Добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта.
  2. Проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

Классический фрейдовский психоанализ сейчас используется не часто. Связано это с развитием теорий личности, а также с непосредственно с процедурой психоанализа. В классическом варианте психоанализ – это не менее четырех встреч (сессий) с психоаналитиком в неделю, что практически не совместимо с современным ритмом жизни. За более чем вековую историю появилось множество разновидностей психодинамических теорий личности, методов, техник и приемов лечения эмоциональных нарушений.

Некоторые из этих разновидностей в меньшей степени, чем фрейдизм, фокусированы на «ид», бессознательном и прошлом. Они уделяют больше внимания актуальным проблемам и тому, как можно использовать «силу эго» для их решения. В процессе работы исследуется, как глубинные чувства тревоги, неуверенности и неполноценности приводят к эмоциональным нарушениям и проблемам в отношениях с другими.

Альфред Адлер подчеркивал роль врожденных социальных побуждений в формировании личности. Адлер предположил, что каждый человек рождается в беспомощном, зависимом состоянии, которое создает чувство неполноценности. Это негативное чувство, соединенное с природным желанием стать «оперившимся» членом общества, является стимулом для развития личности. Адлер объяснял этот процесс как стремление к превосходствупод которым понимал стремление к самоосуществлению, а не только желание быть лучше других. Если чувства неполноценности очень сильны, то они приводят к компенсации, даже гиперкомпенсации неполноценности — к «комплексу неполноценности»Психологические проблемы развиваются в том случае, если человек терпит неудачу при преодолении комплекса неполноценности; парадоксальным образом проблемная симптоматика позволяет человеку сохранить чувство собственного достоинства, относя свою слабость за счет болезни.

Развитием психоаналитической мысли является эгопсихология (Анна Фрейд, Хайнц Хартман). Эгопсихологи рассматривали «эго» не просто как посредника в конфликтах между «ид», «суперэго» и средой, а как творческую, адаптивную силу. «Эго» ответственно за развитие языка, восприятие, внимание, планирование, обучение и другие психологические функции.

Теоретики неофрейдизма, такие, как Карен Хорни, Эрих Фромм, Гарри Салливан сосредоточились на изучении того, как социальная среда участвует в формировании личности.  Когда социальные потребности не удовлетворяются, люди испытывают сильный дискомфорт и стремятся разрешить эту проблему, используя других людей, получив от них то, в чем  нуждаются. Салливан придавал столь большое значение межличностным отношениям, что определил личность как «паттерн интерперсонального поведения индивида».

В современном психодинамическом подходе психоаналитическую линию продолжают теоретики объектных отношений  — последователи Мелани Кляйн. Наиболее ярким теоретиком и практиком является Отто Кернберг.

Теории объектных отношений подчеркивают важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и первичными фигурами, обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, как первичные фигуры обеспечивают поддержку, защиту, принятие и одобрение или, другими словами, удовлетворяют физические и психологические потребности ребенка. Природа этих объектных отношений имеет важный импульс для развития личности. В своем развитии здоровая личность проходит путь от надежной ранней привязанности к матери или её заменителям через постепенное отдаление от объекта привязанности к способности строить отношения с другими людьми как независимый индивид. Нарушенные объектные отношения могут создавать проблемы, которые вмешиваются в процессы личностного развития и приводят к неадекватной самооценке, трудностям в межличностных отношениях или более серьезным психическим расстройствам.

Разновидностью психодинамической психотерапии является наша отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, разрабатываемая в Психоневрологическом институте им. Бехтерева, теоретической основой которой служит психология отношений В. Н. Мясищева.

Главной целью этой модели является реконструкция системы отношений, нарушенной в процессе развития личности под воздействием социальных факторов, прежде всего искаженных межличностных отношений в родительской семье. Нарушенная система отношений не позволяет человеку рационально решать возникающие в трудной жизненной ситуации интрапсихические конфликты, что и приводит к возникновению невроза. Осознание конфликта является одной из важных задач в процессе оказания психологической помощи.

Феноменологический подход

Согласно феноменологическому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать окружающий мир. На языке философии психическое переживание окружающего называется  феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, — феноменологией.

Сторонники этого подхода убеждены, что не инстинкты, не внутренние конфликты или стимулы среды определяют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Человек — не арена для решения интрапсихических конфликтов и не бихевиоральная глина, из которой благодаря научению лепится личность, а, как говорил Сартр: «Человек — это его выборы». Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью делать свой выбор — выбирать, как им думать, и как поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием мира каждым человеком. Например, если вы воспринимаете мир как дружелюбный и принимающий вас, то вы, скорее всего, будете чувствовать себя счастливым и в безопасности. Если же вы воспринимаете мир как враждебный и опасный, то вы, вероятно, будете тревожным и готовыми к защитным реакциям. Феноменологические психологи рассматривают даже глубокую депрессию не как психическое заболевание, а как признак пессимистического восприятия индивидом жизни.

Фактически феноменологический подход оставляет за пределами своего рассмотрения инстинкты и процессы научения. Вместо этого феноменологический подход сосредоточивается на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира: самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. По этой причине феноменологический подход называется также гуманистическим.

Другое важное предположение этого подхода состоит в том, что у каждого человека есть врожденная потребность в реализации своего потенциала — в личностном росте, — хотя среда может блокировать этот рост. Люди от природы склонны к доброте, творчеству, любви, радости и другим высшим ценностям. Феноменологический подход подразумевает также, что никто не может по-настоящему понять другого человека или его поведение, если он не попытается взглянуть на мир глазами этого человека. Феноменологи, таким образом, полагают, что любое поведение человека, даже такое, которое кажется странным, исполнено смысла для того, кто его обнаруживает.

Эмоциональные нарушения отражают блокирование потребности в росте (в самоактуализации), вызванное искажениями восприятия или недостатком осознания чувств. В рамках данного подхода психологическая помощь — встреча равных людей, и она  помогает пациенту восстановить свой естественный рост и чувствовать и вести себя в соответствии с тем, какой он есть на самом деле, а не с тем, каким он должен быть, по мнению других. Улучшение у пациентов наступает само по себе, если психолог создает правильные условия. Эти условия способствуют осознанности, самопринятию и выражению пациентами своих чувств, в особенности тех, которые  подавлялись и блокировали личносный рост рост.

Как и при психодинамическом подходе, терапия способствует инсайту, однако в феноменологической терапии инсайт — это осознание текущих чувств и восприятий, а не бессознательных конфликтов.

Наиболее известными направлениями феноменологического подхода являются «клиент-центрированная терапия», экзистенциальная психотерапия и, во многом, «гештальт-терапия».

Поведенческий подход

На ранних стадиях своего развития поведенческая терапия определялась как приложение «современной теории научения» к лечению клинических проблем. Согласно взглядам бихевиористов, психическая деятельность человека должна исследоваться, как и у животных, лишь путем регистрации внешнего поведения и исчерпываться установлением соотношения между стимулами и реакциями организма независимо от влияния личности. В попытках смягчить явно механистические положения своих учителей необихевиористы  — Толман и Халл стали учитывать факторы между стимулами и ответными реакциями, так называемые «промежуточные переменные» — влияния среды, потребностей, навыков, наследственности, возраста, прошлого опыта и др. , но по-прежнему оставляли без внимания личность.

Основываясь на теориях научения, поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. При этом выяснение сложных психических причин развития психогенных расстройств считалось излишним. Сосредоточение внимания на симптомах психологических проблем, имеет то преимущество, что последние можно непосредственно наблюдать, в то время как их психогенное происхождение улавливается лишь сквозь избирательную и искажающую память пациента и предвзятых представлений его психолога.

В последние десятилетия поведенческая терапия претерпела существенные изменения как по своей природе, так и по размаху. Это связано с достижениями экспериментальной психологии и клинической практики. Теперь поведенческую терапию нельзя определить как приложение классического и оперантного обусловливания. Различные подходы в поведенческой терапии наших дней отличаются степенью использования когнитивных концепций и процедур.

Когнитивный подход

В 20-х годах прошлого века Джордж Келли использовал в своей клинической работе психоаналитические интерпретации. Его изумляло то, с какой легкостью пациенты принимали фрейдовские концепции, которые сам Келли находил абсурдными. В качестве эксперимента Келли начал варьировать интерпретации, которые он давал пациентам, в рамках самых различных психодинамических школ.

По мнению Келли, интерпретации Фрейда оказывались эффективными, поскольку они расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставляли им возможность мыслить и понимать по-новому.

Успехи клинической практики при самых различных теоретических подходах, согласно Келли, объясняются тем, что в процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют свой опыт и как они смотрят на будущее. Люди становятся депрессивными или тревожными, потому что попадают в западню ригидных, неадекватных категорий собственного мышления. Например, некоторые люди полагают, что авторитетные фигуры всегда правы, поэтому любая критика со стороны авторитетной фигуры действует на них удручающе. Любая техника, приводящая к изменению этого убеждения, будет эффективна. Келли решил создать техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления.

Он предлагал пациентам осознать свои убеждения и проверить их. Келли пришел к выводу, что сердцевиной психологических проблем является неадаптивное мышление. Проблемы человека лежат в настоящих способах мышления, а не в прошлом. В задачу терапевта входит выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые приводят к страданиям, и обучение новым способам мышления.

Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих современных терапевтических подходов, которые объединяются понятием когнитивная терапия.

На настоящем этапе развития психотерапии когнитивный подход в чистом виде почти не практикуется: все когнитивные подходы в большей или меньшей степени используют поведенческие техники.

Когнитивно-поведенческий подход

В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них происходит научение.

Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладения с ситуациями страха. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.

Клинической областью, сблизившей когнитивный и поведенческий подходы, явилась депрессия. Аарон Бек заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях: 1) негативный взгляд на настоящее: что бы ни происходило, депрессивный человек сосредоточивается на негативных сторонах, хотя жизнь и предоставляет некоторый опыт, который приносит удовольствие большинству людей; 2) безнадежность в отношении будущего: депрессивный пациент, рисуя будущее, видит в нем только мрачные события; 3) сниженное чувство собственного достоинства: депрессивный пациент видит себя несостоятельным, недостойным и беспомощным.

Другим примером является рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса. Эллис исходит скорее из феноменологической позиции, что тревога, чувство вины, депрессия и другие психологические проблемы вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них. Подход Эллиса стремится в первую очередь идентифицировать подобные наносящие ущерб личности («самопоражающие») и вызывающие проблемы мысли, которые человек приобрел в результате неправильного научения, а затем помочь ему заменить эти малоадаптивные стереотипы мышления на более реалистические, используя при этом моделирование, поощрение и логику.