Перед Вами прикладное психоаналитическое исследование романа немецкого писателя Вильгельма Йенсена «Градива» (1907). Это первый опыт психоаналитической интерпретации произведения художественного творчества. Ключевой момент исследования – сопоставление бредовых структур и сновидений. Проведение аналогии между бредом и сновидением было новаторским шагом, кардинально противоположным психиатрическим воззрениям того времени. Отметим тот факт, что премия Международной психоаналитической ассоциации за лучшее прикладное психоаналитическое исследование носит имя Градивы.

 

Очерк Зигмунда Фрейда, посвящённый анализу романа немецкого писателя Вильгельма Йенсена «Градива» (1903). Здесь психоаналитик не только исследует структуру бреда (считающегося психотическим симптомом) и сопоставляет его с логикой работы сновидения, но и критикует психиатрическое объяснение фетишизма и связанную с ним клиническую технику: Психиатр, видимо, отнесет бред Норберта Ханольда к большой группе паранойи и определит его, скажем, как «фетишистскую эротоманию», потому что ему больше всего бросилась бы в глаза влюбленность в каменное изображение и потому что его упрощающему толкованию интерес молодого археолога к ножкам и постановке ноги женщины должен подозрительно напоминать «фетишизм». Впрочем, все подобные наименования классификации различных видов бреда несут в своем содержании что-то сомнительное и неплодотворное и даёт собственное толкование фетишизма (впервые высказанное в «Трёх очерках по теории сексуальности», 1905) и окончательно оформившееся в работе «Фетишизм» (1927). Здесь Фрейд пишет: Со времен А. Бине мы действительно пытаемся свести фетишизм к эротическим впечатлениям детства. Состояние продолжительного отвращения к женщинам вытекает из индивидуальной способности или, как мы обычно говорим, из предрасположенности к образованию бреда. Развитие психического расстройства начинается с того момента, когда случайное впечатление пробуждает забытое и по крайней мере местами эротически окрашенное переживание детства.