4. Синхронность

Наиболее абстрактным, спорным, даже мистическим, и вследствие этого, выступающим на авансцену в поисках параллелей между Востоком и Западом, представляется мне концепт синхронности. Как феномен синхронность была выявлена Юнгом в процессе самоанализа. Р. Моаканин, осуществившая психобиографическое исследование личности и творчества Юнга, так охарактеризовала открытие создателем аналитической психологии процессов синхронности: «В тот самый момент, когда он сознательно рисовал мандалы, он написал картину, воспроизводящую замок из золота. Эта картина была особенно удивительной, интригующей своей китайской экзотичностью, и Юнг остался этим очень озадачен. Немного времени спустя он получил от синолога Ричарда Вильгельма копию книги «Тайна золотого цветка», древний китайский алхимический текст… Получение от Ричарда Вильгельма было проявлением синхронности, и это проявление было тем более значительным, что данное событие совпадало по времени с мандалой, созданной Юнгом» [4, с. 60-61].

Юнг считал, что феномены синхронности не служат манифестацией проявлением причинно-следственных связей, а имеют статус непричинного отношения. Юнг пытался объяснить подобные феномены, апеллируя к открытиям в области физики, и показывая, что речь идет «о глубокой гармонии между формами существования» [9, р. 261].

Позиция К.Г. Юнга по отношению к южноазиатским психотехникам и учениям о психике прослеживается в ряде его трудов, созданных в разное время. Это — совокупности идей, находившимся в непрерывном развитии, чем отчасти и объясняется внутренняя противоречивость данной позиции. Все без исключения биографические исследования, посвященные жизни и деятельности К.Г. Юнга, подчеркивают высокую степень влияния буддийского религиозно-доктринального символизма на формирование и развитие его научных воззрений. Теоретическая содержательность и самостоятельность, созданной им аналитической психологии, как я полагаю, обнаруживается именно в том, что мыслитель обращается к буддизму в вопросах символической интерпретации коллективного бессознательного [6]. Аналогичные апелляции обнаруживаются и в его исследовании психологических типов [7, с. 178-287].